Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Надо идти во дворы и кварталы

Каждый город, любой населенный пункт имеет в своем общем виде какую-нибудь отметину, зацепку для глаза. Это может быть красивая набережная, величественный собор, мемориальный комплекс ? в конце концов уютная скамейка в глубине старинного парка или статуя восточного божества возле буддийской пагоды. Мы знаем о ?Русалочке? в Таллинне, статуя Христа над Рио-де-Жанейро -  все это достопримечательности городов, стран, континентов. Но много ли на вашей памяти скульптур, памятных мест, специально обустроенных площадок, рассчитанных не на пафосное восприятие и мобилизующую реакцию, а предназначенных для созерцания, умиротворения располагающих к миру, добру и желанию создать что-то хорошее именно сейчас, именно своим близким?

Наверное, тема назрела, появилось желание отойти от привычных мощных образов, фундаментальных композиций, и выяснилось, что нет на российском пространстве камерных, уютных, малогабаритных памятников, олицетворяющих семью, дом, родных, а главное, извечную хранительницу очага, родоначальницу и первоисток всего сущего на земле ? маму. Она в общем-то наличествует в образе Родины-матери, она держит то меч, то венок, то чашу. Иногда с дитем в руках. Но всегда мощная, величественная грозная. Иногда скорбная и надломленная.

Немногочисленная по экспонатам выставка, привезенная на несколько дней из Екатеринбурга, буквально всколыхнула магнитогорцев. Экспозиция создавалась в рамках общероссийского конкурса на лучший памятник родителям, нашла живой отклик у художников Урала, Сибири, соседней полосы и юга России. Нет сомнения в том, что эта тема созвучна каждому человеку в любом уголке нашей страны.

Каким представляем мы памятник родителям, где ему удобней всего расположиться, какие мысли он должен вызывать? Да и вообще, нужны ли эти сюсюканья вокруг семьи, детей, стариков ? короче, стоит ли выносить на всеобщее обозрение свой семейный альбом?

 

Константин ЧЕРЕПАНОВ,

Заслуженный художник России:

 - Конечно, нужно! Ведь посмотрите вокруг: Магнитогорск явно обделен в этом плане, наши памятники традиционны, обусловлены событиями, в которых появился город. Никто не спорит, нужны и ?Сталевар?, и ?Тыл и фронт?, и бюсты металлургов ? Героев Социалистического Труда, но где малые формы, где простые житейские фигуры?

            Юрий ЖУЛИН, художник:

             - Многие работы, объединенные темой ?Родители?, интересны, вполне могли бы украсить и наш город. Давно пора обратить внимание на мирные, спокойные, простые сюжеты ? вон Челябинск рядом, там уже это поняли и какие интересные композиции придумали: ?Музыкант?, ?Дворник?, ?Дама?. А памятник ?Чижику-Пыжику? в Питере? Это ж вам не уродливая скульптура Петра Первого в Москве, создания Церетели! Во дворы надо идти, в квартиры, ближе к людям.

 

            Иван СЕНИЧЕВ, начальник

управления информации ОАО ?ММК?:

 - Я видел работы, привезенные сюда для обсуждения. Сама тема ?В единстве семьи ? единство нации? символична и продиктована временем. Согласен, необходимо привлечь внимание общественности к таким простым на первый взгляд вещам, как семья, взаимоотношения людей, уважение к старости, забота о детях. Горожане хорошо помнят стенды вдоль проезжей части дорог с фрагментами семейных фотографий работников нашего металлургического комбината. Все они были представлены под девизом ?Лица Магнитки ? семейный альбом? и очень хорошего принимались не только магнитогорцами ? о такой форме специальной, имиджевой рекламы высокого мнения были все, кто приезжал в наш город. Не случайно этот проект удостоен высокой награды ? Серебряного лучника. Так что можно считать, что наглядным выражением темы семьи Магнитка озаботилась ещ? несколько лет назад.

 Сегодня же было бы неплохо воплотить в конкретику интересные замыслы и предложения художников и скульпторов разных городов России, в том числе и наших, магнитогорских.

 

Рашида ХАКИМОВА,

директор Дома башкирского искусства:

- В Башкирии традиционно чтут стариков, семейный уклад. В республике отмечают День матери, День ребенка, есть финансовая поддержка многодетным семьям, сохранено звание матери-героини. Поэтому считаю, что создание, например, многофигурной композиции большой семьи, веселой компании детей разных национальностей, сюжетной скульптуры под названием ?Бабушки нашего двора? или ещ? чего-то, такого же простого и понятного, вполне возможно. Мне очень понравилось несколько работ, представленных на этой выставке. Интересна, например, ?Молодая семья?: папа, мама с округлившимся животиком, они ждут первенца ? это так трогательно и необычно. Интересна такая композиция: родитель, держащие лодку, по которой идет ребенок ? все так хрупко, понятно, что от их согласия, взаимопонимания зависит мир, будущее семьи. Сердце щемит, когда смотришь на скульптуру стариков-родителей, добрую улыбку вызывают молодые родители с мальчишкой на лесенке и солнышком над ним. Это работы конкурсные, привезенные к нам из разных городов России. Их уже видели, знают.

А у нас такое возможно?

Вопрос риторический. И все-таки в качестве ответа приведу высказывание компетентного человека, члена экспертного совета Екатеринбургского художественного фонда, члена жюри конкурса, профессора, искусствоведа Степана Яркова: ?Мне представляется, что в процессе подготовки проектов нужно избежать трех опасностей: помпезной монументальности, не впасть в натуралистичность и не запутаться философском заумствовании? Главное ? не потерять человеческое начало, важно, чтобы художники прониклись родительской темой и откликнулись??

                                              

                                                                                                                      Элла Гогелиани

 

 

 

"Магнитогорский рабочий"