 |
Пресса о Е.Х.Ф.
Надо идти во дворы и кварталы
Каждый
город, любой населенный пункт имеет в своем общем виде какую-нибудь отметину,
зацепку для глаза. Это может быть красивая набережная, величественный собор,
мемориальный комплекс ? в конце концов уютная скамейка в глубине старинного
парка или статуя восточного божества возле буддийской пагоды. Мы знаем о
?Русалочке? в Таллинне, статуя Христа над Рио-де-Жанейро - все это достопримечательности городов,
стран, континентов. Но много ли на вашей памяти скульптур, памятных мест,
специально обустроенных площадок, рассчитанных не на пафосное восприятие и
мобилизующую реакцию, а предназначенных для созерцания, умиротворения
располагающих к миру, добру и желанию создать что-то хорошее именно сейчас,
именно своим близким?
Наверное,
тема назрела, появилось желание отойти от привычных мощных образов,
фундаментальных композиций, и выяснилось, что нет на российском пространстве
камерных, уютных, малогабаритных памятников, олицетворяющих семью, дом, родных,
а главное, извечную хранительницу очага, родоначальницу и первоисток всего
сущего на земле ? маму. Она в общем-то наличествует в образе Родины-матери, она
держит то меч, то венок, то чашу. Иногда с дитем в руках. Но всегда мощная,
величественная грозная. Иногда скорбная и надломленная.
Немногочисленная
по экспонатам выставка, привезенная на несколько дней из Екатеринбурга,
буквально всколыхнула магнитогорцев. Экспозиция создавалась в рамках
общероссийского конкурса на лучший памятник родителям, нашла живой отклик у
художников Урала, Сибири, соседней полосы и юга России. Нет сомнения в том, что
эта тема созвучна каждому человеку в любом уголке нашей страны.
Каким
представляем мы памятник родителям, где ему удобней всего расположиться, какие
мысли он должен вызывать? Да и вообще, нужны ли эти сюсюканья вокруг семьи,
детей, стариков ? короче, стоит ли выносить на всеобщее обозрение свой семейный
альбом?
Константин
ЧЕРЕПАНОВ,
Заслуженный
художник России:
- Конечно, нужно! Ведь посмотрите вокруг:
Магнитогорск явно обделен в этом плане, наши памятники традиционны, обусловлены
событиями, в которых появился город. Никто не спорит, нужны и ?Сталевар?, и ?Тыл
и фронт?, и бюсты металлургов ? Героев Социалистического Труда, но где малые
формы, где простые житейские фигуры?
Юрий ЖУЛИН, художник:
- Многие работы,
объединенные темой ?Родители?, интересны, вполне могли бы украсить и наш город.
Давно пора обратить внимание на мирные, спокойные, простые сюжеты ? вон
Челябинск рядом, там уже это поняли и какие интересные композиции придумали:
?Музыкант?, ?Дворник?, ?Дама?. А памятник ?Чижику-Пыжику? в Питере? Это ж вам не
уродливая скульптура Петра Первого в Москве, создания Церетели! Во дворы надо
идти, в квартиры, ближе к людям.
Иван СЕНИЧЕВ, начальник
управления
информации ОАО ?ММК?:
- Я видел работы, привезенные сюда для
обсуждения. Сама тема ?В единстве семьи ? единство нации? символична и
продиктована временем. Согласен, необходимо привлечь внимание общественности к
таким простым на первый взгляд вещам, как семья, взаимоотношения людей, уважение
к старости, забота о детях. Горожане хорошо помнят стенды вдоль проезжей части
дорог с фрагментами семейных фотографий работников нашего металлургического
комбината. Все они были представлены под девизом ?Лица Магнитки ? семейный
альбом? и очень хорошего принимались не только магнитогорцами ? о такой форме
специальной, имиджевой рекламы высокого мнения были все, кто приезжал в наш
город. Не случайно этот проект удостоен высокой награды ? Серебряного лучника.
Так что можно считать, что наглядным выражением темы семьи Магнитка озаботилась
ещ? несколько лет назад.
Сегодня же было бы неплохо воплотить в
конкретику интересные замыслы и предложения художников и скульпторов разных
городов России, в том числе и наших, магнитогорских.
Рашида
ХАКИМОВА,
директор
Дома башкирского искусства:
- В Башкирии
традиционно чтут стариков, семейный уклад. В республике отмечают День матери,
День ребенка, есть финансовая поддержка многодетным семьям, сохранено звание
матери-героини. Поэтому считаю, что создание, например, многофигурной композиции
большой семьи, веселой компании детей разных национальностей, сюжетной
скульптуры под названием ?Бабушки нашего двора? или ещ? чего-то, такого же
простого и понятного, вполне возможно. Мне очень понравилось несколько работ,
представленных на этой выставке. Интересна, например, ?Молодая семья?: папа,
мама с округлившимся животиком, они ждут первенца ? это так трогательно и
необычно. Интересна такая композиция: родитель, держащие лодку, по которой идет
ребенок ? все так хрупко, понятно, что от их согласия, взаимопонимания зависит
мир, будущее семьи. Сердце щемит, когда смотришь на скульптуру
стариков-родителей, добрую улыбку вызывают молодые родители с мальчишкой на
лесенке и солнышком над ним. Это работы конкурсные, привезенные к нам из разных
городов России. Их уже видели, знают.
А у нас такое возможно?
Вопрос риторический. И все-таки в
качестве ответа приведу высказывание компетентного человека, члена экспертного
совета Екатеринбургского художественного фонда, члена жюри конкурса, профессора,
искусствоведа Степана Яркова: ?Мне представляется, что в процессе подготовки
проектов нужно избежать трех опасностей: помпезной монументальности, не впасть в
натуралистичность и не запутаться философском заумствовании? Главное ? не
потерять человеческое начало, важно, чтобы художники прониклись родительской
темой и откликнулись??
Элла Гогелиани
"Магнитогорский рабочий"
|