Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

О семье с улыбкой и всерьез

 

Всего три дня работала в музее науки и техники Свердловской железной дороги передвижная выставка "В единстве семьи - единство нации". Зато первый в России памятник пассажирам, торжественно открытый здесь на днях, будет долго веселить хозяев и гостей города. Этой работой Екатеринбургский художественный фонд завершил оформление экспозиции перед фасадом музея.

 

- Открою секрет, - заинтриговал публику главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко, - На этом месте должны были быть не пассажиры, а машинист, выполняющий свои обязанности. Ведущая фигура на железнодорожном транспорте. Но, увы, она никак не вписывалась в интерьер площади и фасад вокзала, в здании которого мы сделали профессиональный музей. После того как расставили по периметру площади скульптуры железнодорожников ("Путейские рабочие", "Проводник вагонов", "Начальник станции" скульптора Ю. Крылова, - Т.К.), решили, что здесь должен быть и образ пассажира. И если мы ранее немножко посмеялись над собой. Выставив коллег в необычных позах с необычными лицами, то теперь, извините, посмеялись над пассажирами. Но это добрая усмешка. Мы пассажира любим. Ждем его. И надеемся, что эта любовь взаимна.

- Теперь у нас тут будет настоящая семья: проводница, мама, начальник станции,  папа и пассажиры,  дети, - заключил ведущий церемонии.

Пока держали речи прочие ответственные лица, белое покрывало, скрывавшее обширную композицию, - пять метров в длину и три в высоту - призывно колыхалось на ветру. Исполняющий обязанности мэра Екатеринбурга Виталий Смирнов, не видевший ранее эту работу, сравнил динамику движения пассажиров с движением самой жизни.

Загремел бравурный марш.  Покрывал поползло влево, обнажив грандиозный бюст крайней фигуры справа. Народ засмеялся. Глазам открылась потешная картина. Дородная дама, надменно вздернув нос, тащит по перрону малыша. Тот тянет ручонку к замешкавшемуся отцу. А папаша, груженый багажом, смотрит через плечо на молодую особу, спящую на чемоданах. Возможно, он задел ее на ходу, от этого женская туфелька соскочила на пол. Девушка подняла глаза. Впрочем, чтобы увидеть ее лицо, надо обойти скульптуру вокруг, ведь на переднем плане красуется лишь изогнутый тор леди. За крутые изгибы, видимо, и зацепился взглядом навьюченный пассажир.

Автор композиции Александр Кокотеев наградил своих героев гротескными формами. Люди, насмеявшись вдоволь, тут же стали фотографироваться на баулах и в обнимку с бронзовыми пассажирами. Мальчишки пытались поднять с земли "оброненную" туфельку и вытянуть сумочку из подмышки суровой дамы.

Жанр городской скульптуры обретает все большую популярность. В Москве, Омске, Челябинске, Екатеринбурге и других городах России появляются все новые работы, сильно отличающиеся от монументальных собратьев. В уютном жанре городской скульптуры работают и авторы передвижной выставки "В единстве семьи - единство нации". Тут же на площади ее представил генеральный директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов, пригласив пройти в музей, где развернулась передвижка:

- В 2005 году мы инициировали и провели первый всероссийский конкурс скульптурных произведений, посвященных родителям. В конкурсе приняло участие двадцать скульпторов из пятнадцати городов России: от Екатеринбурга и Тобольска до Красноярска и Краснодара. Серьезное представительство. Конкурсный материал и побудил нас организовать передвижную выставку. С конца 2005 года мы ее скомпоновали и представили в двенадцати городах России. На выставке побывало более десяти тысяч человек. Мы получили поддержку Совета Федерации на проведение этой выставки по всей стране, поскольку ее тематика - пропаганда семейных ценностей -  укладывается в общую концепцию государства по сбережению народа и сохранению семьи.

Часть передвижки по просьбе железнодорожников мы развернули в этом музее. Здесь представлены модели будущих скульптур. Здесь же мы ведем анкетирование, где просим ответить на три вопроса: своевременна ли тема? Как вы относитесь к тому, что художественное произведение, посвященное родителям, появится в вашем городе? Какой экспонат выставки вам понравился больше всего? Так вот, на первые два вопроса положительно ответили девяносто восемь процентов опрошенных. Сегодня мы ведем переговоры с тридцатью регионами России о возможности проведения выставки.

- А где установлены эти скульптуры? ? поинтересовались руководители екатеринбургской администрации.

- Пока нигде. Давайте поставим их в Екатеринбурге! Мы с пятью городами уже ведем переговоры по поводу установки памятников, - предложил С. Титлинов VIP-гостям, но те уже увлеклись просмотром экспозиции.

Модели будущих скульптур изображали молодых родителей с детьми, стариков, мирно гуляющих под руку. Под каждой работой значилось романтическое толкование и совет, где такая скульптура будет наиболее уместна. К примеру, трогательная пара: сидящие на скамейке дедушка с бабушкой хорошо бы смотрелись в парке у воды.

- А может так получиться, что несколько одинаковых памятников появятся в разных городах? ? спрашиваю С. Титлинова.

- Нет, зачем нам тиражировать и повторяться? Кто первый успеет заказать скульптуру, тот ее и получит. Недостатка в творческих работах нет. По ходу дела к нам присоединяются скульпторы тех городов, где устраивается выставка. Эта тема волнует как творцов, так и общество. Идет взаимное влияние и движение навстречу. В 2008 году п приглашению Совета Федерации мы проведем выставку в Москве в присутствии первых лиц государства.

- Кроме этической подоплеки произведений должны ли они соответствовать  определенному стилю исполнения?

- По стилю никаких ограничений, - поясняет директор фонда. Действует единственное правило: все произведения должны быть жизнеутверждающими. Понимаете, в российской транскрипции слова ?памятник? звучит кладбищенская тема. Нет! Наши памятники диаметрально противоположны по назначению. Они дарят положительные эмоции. Радость. Чувство благодарности. Может быть, легкую грусть, но никак не мемориальный траур.

В музее Свердловской железной дороги выставка пробыла считанные дни. Но ее здесь успели полюбить. Специалисты музея говорят, что тема родителей и семьи очень близка железнодорожникам. Недаром в недрах технического музея есть уютная гостиная, повествующая о семейном быте счетовода-железнодорожника позапрошлого века.

Семейные традиции: прогулки с детьми, посиделки с родителями когда-то казались самым обычным делом. Никому и на ум не приходило отображать обыденные вещи в произведениях монументального искусства. Теперь, видать, настала пора. Городская скульптура заставит посмотреть на себя со стороны, настроит  на добрый лад. Или хотя бы развеселит, как смешит сегодня публику потешное семейство скульптур перед фасадом железнодорожного музея.

 

Татьяна Ковал?ва

 

 

 

 

 

По материалам газеты "Областная газета" (г. Екатеринбург) от 12 августа 2006 года.