Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Удовольствие для патриция

Первый в мире фонтан, который расположат точно на Полярном круге в городе Салехарде, был презентован 4 июня во дворе Екатеринбургского художественного фонда (ЕХФ). Как будто специально, чтобы условия демонстрации были приближенны к боевым, над городом кружил легкий снежок. Устроители акции, наверно, к такому повороту событий были готовы, потому что из фонтана вместо воды рванули к небу струи фейерверка. Фонтан в Заполярье больше, чем фонтан

Этого момента архитектор фонтана «Земля» ждал несколько лет. Два года проект лежал в эскизах, пока представители Ямало-Ненецкого автономного округа не выбрали его для оформления площади перед администрацией Салехарда. Потом еще больше года ушло на согласование, утверждение, наконец, на воплощение идеи в материале…

Три ангела держат большой стеклянный шар на высоте 14 метров, лишь краем крыльев касаясь земли, кажется, еще секунда, и они сорвутся в небо. Продолжаешь верить в это, даже когда сообщают общий вес конструкции – около 20 тонн.

«Сейчас в городском пейзаже засилье хай-тека, – дает профессиональную оценку «Земле» член правления Екатеринбургского отделения союза архитекторов Александр Медведев. – А вода привносит в эту безликость жизнь, приближает к человеку. И сама конструкция легкая, воздушная. С подсветкой, с водой, с музыкой – это будет просто феерия».

Подобные сложные монументально-художественные конструкции (так серьезно архитекторы называют фонтаны) – лучший выход для регионов, где лето коротко и малоснежно. По словам генерального директора ЕХФ Сергея Титлинова, многие фонтаны, которые сделаны просто в виде «дырки в земле», зимой превращаются в мусоросборники. «Земля» такой участи избегнет, как раз благодаря нестандартному оформлению.

Еще одно климатическое новшество. «Земля» – фонтан интеллектуальный. Специальная аппаратура отслеживает направление и скорость ветра, регулируя соответственно напор воды. Столько сложностей – не слишком ли дорогое удовольствие?

«Дорогое, – соглашается Титлинов, – но вспомните, кто строил фонтаны, например, в Древнем Риме? Патриции, богатейшие люди».

Вообще, на оформлении северных городов в Екатеринбургском художественном фонде не одну собаку съели. Около двух лет ведутся разнообразные работы в Тюмени, Ханты-Мансийске, Нижневартовске: фонтаны, скульптура, оформление набережных…

«В планах есть даже лазерное шоу на берегу реки Туры в Тюмени», – рассказывает Александр Медведев. Кстати, его скульптурная композиция, посвященная святителю севера Филофею Лещинскому, получила наконец одобрение представителей церкви и в июле займет свое место возле монастыря в историческом центре Тюмени.

Однако Севером деятельность Художественного фонда не исчерпывается: работы уральских художников можно найти и в Москве, и в Челябинске. А здание посольства России в Астане Сергей Титлинов открывал вместе с президентом России Владимиром Путиным и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

И тут возникает резонный вопрос, а как же Екатеринбург? Последнее, что делал ЕХФ для столицы Урала – это памятник пассажирам на железнодорожном вокзале, открытый в августе прошлого года. Ну, еще уникальная новогодняя елка, собранная из 95 тысяч световых приборов. Находится она, правда, почти в Екатеринбурге – в Верхней Пышме. 
Фонтаны – из студий! 
В разгар таких невеселых мыслей перед присутствующими выступил замминистра культуры Свердловской области Олег Губкин и сообщил о программе «Фонтаны России», разработанной специалистами ЕХФ. 
«Программе больше двух лет, мы ее в свое время презентовали губернатору Эдуарду Росселю, – подтвердил Сергей Титлинов. – Это системный подход к планированию городских фонтанов. Думаю, со следующего года она стартует в Свердловской области». На отсутствие внимания со стороны Министерства культуры фонду жаловаться не приходится: есть множество контрактов, в том числе на реставрационные работы Свердловской Государственной Академической филармонии, домов Борчанинова и Агафурова. Архитектурное освещение всех значимых объектов в городе – тоже дело рук специалистов фонда, более того им предложено работать над генеральным планом всего городского освещения. Просто фонтаны в городском пейзаже заметнее, поэтому вернемся к ним. 
Олег Губкин считает вполне возможной реализацию идей Титлинова и предполагает, что работа над проектом «Фонтаны Свердловской области» займет около трех лет: «Сейчас мы заканчиваем тоже трехлетнюю программу «Родники» и, возможно, со следующего года возьмемся за фонтаны. Предполагается поставить около 12 фонтанов в крупных городах области, в том числе в Екатеринбурге. Параллельно модернизируем уже существующие». 
Фонтаны в Екатеринбурге, конечно же, есть. На балансе МУ «Благоустройство» – восемь (на Театральной площади, на площади Российской армии и на площади Труда, два в Историческом сквере, за Театром оперы и балета, в сквере у памятника Попову, на улице Вайнера). По мнению ведущего специалиста МУ «Благоустройство» Галины Новоселовой, большинство из них ремонта не требуют: «Сейчас ремонтируют только фонтан в Историческом сквере. Конечно, хотелось бы восстановить светомузыку фонтана возле «Черного тюльпана», может быть, модернизировать фонтан у памятника Попову. А вот построить новые не мешало бы, например, в районе площади перед УГТУ-УПИ». Другие, например, фонтан возле кинотеатра «Заря» в ведении районных администраций. К нему, кстати, у Губкина больше всего нареканий, в том числе из-за очень скромного внешнего вида. 
По словам художника и куратора художественных проектов для общественных пространств Арсения Сергеева, практически все городские фонтаны оформлены, мягко говоря, неважно. 
«Помнится, перед ТЮЗом стоял оригинальный фонтан в форме парусника, и, в общем-то, больше в Екатеринбурге ничего экстраординарного не знаю, – рассказывает Сергеев. – Фонтаны для художников наименее освоенный сегмент, особенно для российских. Скажем, есть интересный автор Пономарев, он работает с пластикой воды, на хорошем счету за рубежом. Большинство же в эстетике копирует традиционные образцы XVII-XVIII века. Понятно, что Запад в этом отношении продвинулся дальше». 
Из оригинальных зарубежных образцов Сергеев вспоминает фонтан перед Центром имени Жоржа Помпиду в Париже, где множество разнообразных фигурок двигаются в разных плоскостях под напором воды. Или в Сан-Диего – в виде экрана, на котором появляются лица горожан. Отверстие, откуда периодически подается вода, находится точно на уровне рта изображений. Забавно получается. 
Вот и, по мнению замминистра культуры, отправной точкой в реализации проекта Екатеринбургского художественного фонда должны стать яркие идеи, а не бешеные деньги. Будут оригинальные проекты – найдутся и необходимые суммы. Будут ли деньги бюджетными или же попросят раскошелиться спонсоров, Губкин не уточнил.

Между тем, по мнению Сергеева, фонтаны нужны любому городу, тем более Екатеринбургу, особенно на таких пыльных улицах как Малышева и Ленина. Фонтаны и создавались изначально с чисто утилитарной нагрузкой, чтобы увлажнять воздух и смягчать климат. Другое дело, что фонтан по-прежнему остается удовольствием для патриция – слишком уж дорог в эксплуатации, особенно в нашем непростом климате. И не каждый нынешний патриций сможет оправдать вложенные деньги. Хотя примеры тому имеются.

Минкульт тем временем организует издание монографии «Монументальное искусство Свердловской области», куда должны войти и произведения Екатеринбургского Художественного фонда. Свое место займет в ней и фонтан «Земля». 

 
 
 
Алексей ЕНЬШИН.

По материалам ИА "Апельсин" от 07.06.2007