Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Младенец в каменном цветке. В Кремле прошла выставка интересных скульптурных проектов

  Откуда крылья у бронзового кенгуру, может ли новая жизнь скрываться между лепестков каменного цветка, как выглядит лестница в небо - фантазия художника может ответить на любой, даже самый необычный вопрос. В этом убедились посетители выставки "В единстве семьи - единство нации". 
   Выставка была организована творческо-производственным объединением "Екатеринбургский художественный фонд" еще в 2005 году. Все началось с I Всероссийского конкурса скульптурных проектов, рассказывает заместитель генерального директора фонда Лариса Смольникова: "Присмотревшись к тому, какие скульптуры создаются в нашей стране в последнее время, мы увидели, что это в основном мемориалы, памятники погибшим. Конечно, нужно чтить ушедших, но ведь жить дальше тоже нужно. Поэтому для конкурса мы выбрали тему "Родители", а когда увидели, как много интересных работ прислали нам скульпторы из всех уголков страны, решили продолжать тему семьи".
   Три с половиной года выставка гастролирует по России, ее уже увидели жители 25 городов от Дагестана и Адыгеи до Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Каждый экспонат - это уменьшенная копия возможного монумента, каждый достоин украсить собой город, стать его символом, местом паломничества влюбленных и молодоженов. Повезло пока только двум из 32 работ, побывавших в Кремле, их обе установили у себя власти Ханты-Мансийска - город украсили созданная автором из Челябинска "Лестница жизни" и скульптура "Новая жизнь", спроектированная в Нижнем Тагиле. "Новая жизнь", пожалуй, одна из самых выразительных работ на выставке - каменный младенец, окруженный не то лепестками цветка, не то половинками зернышка.
- Именно "Новая жизнь" долгое время занимала первое место в конкурсе зрительских симпатий, куда бы мы ни приехали, - говорит Лариса Смольникова. - Правда, в Норильске, например, больше всего голосов набрала "Роднулька" - работа из Ханты-Мансийска. Узнав об этом, руководство города решило установить памятник по этому проекту - работы уже идут. А вот в Тюмени зрители выбрали работу скульптора-земляка, а власти точно так же пошли людям навстречу - скоро каменным "Ангелом-хранителем" можно будет полюбоваться вживую. Посмотрите, какая интересная судьба у наших экспонатов: зародившись, как идея, в одном уголке страны, он воплощается в другом и, наконец, за много километров от "родины" обретает новую жизнь в камне.
    Экспозиция в Кремле собрала лишь половину работ выставки - всего их больше 60. Кроме того, собрание работ продолжает пополняться. Узнав об уникальной возможности, скульпторы из разных городов сами связываются с екатеринбургским фондом, за некоторых связи налаживает городская администрация. Да и сами организаторы выставки продолжают поиск талантов и, приезжая в очередной город, предлагают местным художникам присоединиться к экспозиции, попытать свои силы.
    И все же в первую очередь выставка "В единстве семьи - единство нации" - это не карьерный "трамплин" для скульпторов, а послание, талантливо воплощенное в камне, гипсе, бронзе. Это напоминание о волшебной силе любви, о значении простого объятия, о чудесном даре новой жизни. Вместе с экспонатами по всей стране путешествует и гигантская книга отзывов. Вопреки исследованиям социологов и прогнозам демографов эта книга доказывает, что семейные ценности еще не ушли для нас в прошлое: целый альбом, словно письмо возлюбленному, собрал в себе самые светлые и нежные слова - "верю, чувствую, люблю".
Адиля Зарипова

"Российская газета" - Центральный выпуск №4807 от 8 декабря 2008 г.