Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

К мероприятиям саммита ШОС «Дом Севастьянова» готовят не только архитекторы и реставраторы, но и историки, и искусствоведы


Екатеринбургское здание по адресу проспект Ленина, 53, известное под именами «Дом Севастьянова», имеет не только оригинальный внешний вид, выделяющийся из общего архитектурного ансамбля застройки городской плотины, но и богатую историю. Здание неоднократно перестраивалось и меняло своих владельцев. Согласно историческим документам, временем постройки дома Севастьянова считается 1866 год, хотя официально Севастьянов не был первым и единоличным владельцем этого дома. Еще ранее на этом месте было строение с ротондой - дом горного чиновника Ивана Васильевича Полкова. Здание уже для того времени имело необычный вид и выделялось из общих построек. В первой половине 19 века в этом здании был театр, в нем выступали симфонические оркестры, пианисты и музыканты.

Принято считать, что архитектором здания был А. И. Падучев, который во второй половине 19 века перестроил этот дом для чиновника Севастьянова. Архитектор выбрал необычное архитектурное решение - эклектичный «мавританско-готический стиль». В этой стилистике был выполнен не только фасад здания, но и интерьеры, в которых прослеживаются восточные орнаментальные мотивы. Позже Севастьянов продал дом Окружному суду.

В апреле 1917 г. солдаты Ачинского пехотного полка устроили в доме погром. После революции, 28 августа 1919 года в бывшем Окружном суде состоялась первая общегородская конференция большевиков. В советские времена здесь располагался областной совет профсоюзов, позже в здании находились многочисленные офисы.

Естественно, что постоянно меняющиеся владельцы здания не раз перестраивали и переделывали внутренние помещения под свои нужды, здание неумолимо подвергалось разрушению с течением времени. В 2008 году было принято решение полностью реставрировать как фасад здания, так и интерьеры.

Творческо-производственное объединение «Екатеринбургский художественный фонд» - известное предприятие УрФО, многие годы работает в области реставрации. Одной из самых интересных работ по реставрации специалисты Фонда считают Дом Севастьянова. Было проведено полное обследование здания, произведены необходимые исторические изыскания с привлечением историков, искусствоведов, архитекторов и реставраторов. Результаты комплексных исследований показали, что здание находится в крайне запущенном состоянии. Стоит отметить, что до этого здание никогда не подвергалось комплексным реставрационным мерам. Конечно, какие-то ремонтные работы проводились, но они были сделаны наспех и при этом никак не учитывались исторические аспекты.

Особенно это касается фасада здания. Помимо разрушений от времени, связанных с погодными условиями и соседством с оживленной магистралью, большой урон был нанесен элементам лепнины, которые попросту замазывались и заштукатуривались во время очередных косметических ремонтных работ. Специалисты Фонда провели долгую кропотливую работу по очищению старых слоев краски и штукатурки и восстановлению элементов фасада. В ходе реставрационных работ были открыты целые исторические слои. Так, например, была восстановлена арочная форма входной группы западного фасада, которая была заделана и имела форму обычной двери. Специалистами Фонда была проделана огромная работа по восстановлению многочисленных элементов лепнины потолка арочной входной группы. Южный фасад здания также неоднократно перестраивался. Исторически там были ворота с въездом во двор, однако во времена, когда в здании располагался Окружной суд, там был сделан пристрой, продолжающий здание, который и сохранился до нынешнего времени.

Особый интерес представляет цветовое решение фасада. Как известно, здание неоднократно перекрашивалось, при этом не всегда соблюдался исторический колор. Так, в результате реставрационных работ открылось, что в какой-то период времени отдельные элементы декора фасада были даже покрашены краской с позолотой. Архитекторы института УралНИИпроект и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области восстановили исторические «чистые» цвета фасада – белый, зеленый и терракотовый. Во время реставрационных работ были найдены полукруглые колонны на фасаде, однако вопрос об их функциональности остался неясным.

Интерьеры здания также подверглись значительному разрушению как с течением времени, так и в ходе ремонтных работ при разных владельцах отдельных помещений. Специалисты Художественного фонда в настоящий момент приводят все интерьеры здания в единый стилевой вид, в соответствии с историческими документами времен второй половины 19 века. Проблемы, с которыми сталкиваются строители и реставраторы, весьма разнообразны. Это и провисшие от времени потолки, и утраченные элементы лепнины, и полностью закрытые или заложенные дверные проемы.

Особенно хочется отметить работу гипсового участка предприятия. Историческая лепнина интерьеров, внешне имевшая сносный вид, буквально рассыпалась в руках у мастеров. Лепнина вообще является основным декоративным элементом как для фасада, так и для убранства интерьеров здания. Во многих помещениях первого и второго этажа она была полностью разрушена так, что пришлось восстанавливать и заново изготавливать элементы по аналогам сохранившихся исторических образцов. Примерно в половине случаев лепнина была отреставрирована, а в оставшихся случаях - воссоздана по историческим образцам.

Уникальные технологии, применяемые специалистами Художественного фонда, позволяют сохранить исторические элементы, не разрушая их. Тем самым детали не создаются заново, за исключением тех случаев, когда это действительно технологически оправдано, а происходит укрепление именно старых, исторических элементов. По такой технологии было произведено заполнение пустот в стенах, укрепление и подтяжка лепного потолочного декора. В некоторых случаях пустоты имели прикладное значение. Так, в ходе простукивания стен выявилось некое отгороженное пространство в стене зала на втором этаже, в котором, предположительно, размещались музыканты, сопровождавшие игрой празднества в центральном зале.

Во время многочисленных перестроек здания, старинные резные деревянные рамы были заменены на рамы, более простые в эксплуатации. На основании исторических документов были заново изготовлены резные рамы из массива дуба. Оконные и дверные проемы к моменту реставрации не везде соответствовали исторической геометрии помещений, поэтому в ходе работ проемы были либо восстановлены, либо, как это было в случае с окнами, укреплены и усилены с помощью специальных технологий.

На первом этаже здания был восстановлен зал с двумя лепными порталами, один из порталов когда-то служил для выхода в задний двор, а в советские времена был полностью заложен. Специалисты фонда расчистили портал, сохранив его очертания и воссоздав элементы декоративной лепнины.

Еще одна интересная находка обнаружилась в каминном зале, когда рабочие снимали мраморную плиту, обрамлявшую камин и зеркало над камином. За ней были обнаружены газеты начала 19 века, с сохранившейся исторической информацией, а также обои прежнего интерьера дома.

Такой объем реставрационных работ может выполнить предприятие, имеющее в своем штате узкоспециализированных мастеров: резчиков по дереву, лепщиков, форматоров, реставраторов, художников по росписи. В настоящее время данные специальности являются действительно уникальными. Несмотря на сжатые сроки, специалисты Художественного фонда тщательно и кропотливо подходят к каждой детали работы, стараясь максимально не нарушать историческую архитектурную целостность здания.

Проектные работы по реставрации здания выполнены институтом Российской Академии архитектуры и строительных наук УралНИИпроект. Строительные работы выполняются корпорацией «Атомстройкомплекс». Заказчик по реставрации и реконструкции – СОГУ УКС Свердловской области.

Все работы осуществляются под руководством Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

Газета «Екатеринбург: ШОС-2009» 03.2009