Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Жизнь держится любовью


В Екатеринбурге открылась необычная выставка.

Выставка, только что открывшаяся в международном аэропорту Кольцово, изначально задумывалась организаторами - Екатеринбургским художественным фондом – как необычная и новаторская.
Перед нами не просто художественный, но художественно-публицистический проект, направленность которого отражена в самом его названии: «В единстве семьи – единство нации».
Первая экспозиция возникла четыре года назад после проведения открытого конкурса скульптурных произведений, посвященных родителям. Тема оказалась близкой многим творцам – в конкурсе приняли участие 20 скульпторов из 15 городов России. Ныне Российская передвижная выставка состоит из работ авторов более чем из 30 городов. Она объехала три десятка городов, от Крайнего Севера до Кавказа, а в 2008-2009 годах демонстрировалась в Москве.
Сама жизнь убедила, что проект необходимо продолжить. На новом этапе собрание скульптур обогатилось еще и лучшими работами Всероссийского фотоконкурса «Семейный альбом», которые представил Совет Центрального Федерального округа. Идея провести серию в международных аэропортах страны даст возможность завязать диалог с самыми разными людьми, от родителей с детьми, отправляющихся на каникулы или в отпуск, до бизнесменов и крупных чиновников, от которых зависит принятие важных для общества решений.
Круг сюжетов, представленных в экспозиции, традиционен для мирового искусства. Темы материнства и детства, любви к ближнему на протяжении веков волновали художников всех стран и народов. Однако сегодня в России они особенно актуальны.
- Масштабные задачи, стоящие перед россиянами, - пояснил автор идеи выставки, генеральный директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов, - не решить без желания каждого члена общества думать не только о себе и собственном благе, но и о благе и счастье всех, не решить без возрождения высокого смысла слова «Отечество». Задумывая свой проект, мы искали объединительную идею. Мы видим ее в лежащем в основе всего понятии «семья».
Знаковой в экспозиции можно назвать работу скульптора из Красноярская Виктора Мосиелева «Молодожены» - прислонившись друг к другу фигуры юноши и девушки, близость которых скрепляет нежное касание рук. У екатеринбуржца Бориса Клочкова скульптурная группа «Семь Я» включает сразу три поколения – молодых мать и отца с детьми и двух полных достоинства пожилых людей. Расположение фигур напоминает прочно укорененное дерево с рвущимися ввысь энергичными молодыми побегами.
Александр Вагнер из Липецка эту же тему решает с мягким юмором, акцентируя наше внимание на бытовых деталях и настроении людей, их характерах.
У Владислава Хромова из Горно-Алтайска семейный портрет предстает в виде фольклорного варианта. Его «Семья» - резьба на плоской тонированной доске. Лики мужчины и женщины, поданные в фольклорной манере, венчают картину, а лик ребенка условно изображен в виде висящего на шее родителей общего медальона. Фольклорная традиция продиктовала и принцип решения композиции о преемственности поколений скульптора из Сыктывкара Владимира Рохина «До, ре, ми, фа, соль, ля, си». Семейный портрет возникает из ликов, украсивших то ли музыкальный инструмент, то ли древнюю трубку аксакалов. Ну и, конечно, яркой нитью проходит на выставке вечная, но всегда современная тема «Мать и дитя».

Юлия Матафонова

Газета «Уральский рабочий» 16 декабря 2009