Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Пилигримы в стране и во времени

Минувшая неделя завершилась в Екатеринбургском Художественном фонде подведением итогов Всероссийского конкурса «Наше Отечество».
Утром в пятницу здесь собрались более 20-ти авторитетных экспертов. Генеральный директор ЕХФ, председатель оргкомитета конкурса Сергей ТИТЛИНОВ объяснил, как будет проходить экспертиза, представил друг другу искусствоведов, художников, ученых из Челябинска, Тюмени, Уфы, Оренбурга и других городов. В «путешествии» по экспозиционному залу выяснилось, что многие давно и хорошо знакомы. Во всяком случае, экспертов-екатеринбуржцев знали все. Это наши академики трех Российских Академий — Сергей ГОЛЫНЕЦ (Академия художеств), Вениамин Алексеев (Академия наук), Геннадий БЕЛЯНКИН (Академия архитектуры и строительных наук). А еще— член-корреспондент РАХ Галина ГОЛЫНЕЦ, декан факультета искусствоведения и культурологи Уральского государственного университета Тамара ГАЛЕЕВА, председатель отделения Союза художников РФ Сергей АЙНУТДИНОВ, профессор Уральской Архитектурно-художественной академии Владимир БЛИНОВ…
Самой первой встретила экспертов устремленная вперед, серебристая фигура мифического странника под очень символичным для всей экспозиции названием — «Пилигрим». В поисках образов «Нашего Отечества» все творцы (и скульпторы, и архитекторы) отправились дорогами пилигримов по истории страны, по ее легендам и былям, народным традициям, по временам и пространствам. В цехе Екатеринбургского Художественного фонда повстречались эти времена и просторы в образах исторических личностей, реальных людей, аллегорий. Политики, ученые, поэты, музыканты… И наши безымянные современники под ветром, который рвет из рук зонтики, и пытается направить людей, как флюгеры, то в одну сторону, то в противоположную, а, может, и вознести (скульптурная композиция «Времена»).
Формы и материалы воплощения темы, несмотря на «макетный» вариант, отличались не меньшим разнообразием. Мы увидели аллегорическое сооружение, напоминающее и мост, и лестницу в небеса, выполненное из… обгоревших спичек. Сожженные судьбы россиян в пламени войн, в горниле сталинских репрессий. А вот полусфера, «разграфленная» серебряными меридианами рек, где на самом «полюсе стоит золотой лучник-охотник, а по кругу бегут олени — работа посвящена малым народам Севера. «Через дорогу» от «севера» к перилам арочного мостика прислонилась молодая дама, словно пришла сюда прямиком из Серебряного века. «Белые ночи» заинтересовали доктора искусстоведения Альмиру ЯНБУХТИНУ и ее коллегу, кандидата наук Фариду МИННИГУЛОВУ из Уфы. Удивительно обаятельным, мудрым, ироничным признали эксперты и «Дядю Мишу», за которым ощущалась судьба. Все названные скульптуры отметил при «первичном осмотре» челябинец — член-корреспондент Российской Академии художеств Тимур ДИДИШВИЛИ.
Голосование было тайным и явным одновременно. «Тайна» заключалась в том, что вместо авторской подписи у «экспонатов» значились номера. При этом выбор эксперта был очевиден: к постаменту понравившейся работы член жюри приклеивал яркий стикер — «голос». Позже жюри сделало нелегкий выбор в «молодежных блоках», в архитектурных исканиях. А из скульптурного собрания 73 скульптуры стали избранными «пилигримами» в Москву, в Манеж.

Екатерина ШАКШИНА

"Вечерний Екатеринбург". 27 апреля 2010