Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Всероссийский конкурс "Наше Отечество" как манифест архитекторов и скульпторов России

24 июня 2010 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Организаторы Первого Всероссийского конкурса скульптурных и архитектурных произведений «Наше Отечество» обеспокоены тем, можно ли жить в наших городах?». В Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва) прошла уникальная по своему размаху акция – Выставка-презентация по итогам Первого Всероссийского конкурса скульптурных и архитектурных произведений «Наше Отечество». Идея конкурса принадлежит уральцам. Организатор конкурса и выставки – «Екатеринбургский художественный фонд». Выставка проводилась под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания РФ, при поддержке Комитета по культуре и Комитета по делам национальностей ГосДумы. Жюри конкурса – специалисты из 9 регионов РФ, подвели итоги конкурса в Екатеринбурге.
Участники:
Олег Губкин, заместитель министра культуры Свердловской области, председатель постоянно действующей комиссии по проверке сохранности музейных фондов, принятию итогов сверок музейных коллекций в музеях Свердловской области, хранящих Музейный Фонд Российской Федерации
Сергей Титлинов, директор Екатеринбургского Художественного Фонда, председатель организационного комитета конкурса «Наше Отечество»
Андрей Чернышов, скульптор
Олег Губкин:
Идея этого всероссийского конкурса принадлежит не Министерству культуры, к сожалению, а нашему ведущему творческо-производственному объединению «Екатеринбургский Художественный Фонд». Я хотел бы поделиться своими впечатлениями о данной выставке. Я был в составе делегации Свердловской области на этом заключительном мероприятии, которое состоялось в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж» 15 июня.
Я много раз был на выставках в «Манеже», я видел много выставок за последние 20 лет, но эта выставка отличается инновационным характером. Некоторые вещи просто потрясали! Например, никогда на прежних выставках не встречались не просто скульптуры и макеты скульптур, но здесь же были представлены архитектурные проекты, причем целых архитектурных комплексов, те, которые в ближайшие годы будут воплощаться в различных регионах России.
Также потрясло очень большое представительство участников выставки. Казалось бы, всероссийский конкурс, и вдруг в нем участвуют представители Израиля, Америки и других стран. Откликнулись ведущие скульпторы, архитекторы России, те, которые сегодня, действительно, самые известные, передовые и востребованные авторы.
Сергей Титлинов:
Конкурс мы начали организовывать с марта 2009 года. Тогда я обратился к председателю Совета Федерации Сергею Михайловичу Миронову за поддержкой. В результате было принято решение, что конкурс будет проходить под эгидой Совета Федерации. То есть мы изначально его замышляли как региональный конкурс. В последствии Российская Академия художеств, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Российская Академия Наук, а это три государственных академии, Министерство обороны в лице своего главного Управление воспитательной работы вооруженных сил РФ, Государственная Дума в лице двух комитетов - комитета по культуре и комитета по делам национальностей - высказали поддержку и оказывали всяческое содействие в проведении конкурса.
В чем была первоначальная идея? Нам казалось, что наши скульпторы, архитекторы, студенты творческих ВУЗов получают такое образование, находясь в России, впитывают ее культуру и историю, при этом не могут творить, не опираясь на эти культурно-исторические традиции. С одной стороны, сегодня есть некая коммерческая составляющая: все идет через деньги. Но есть другая составляющая: люди, творцы были обязаны творить, исходя из своей гражданской позиции. Начали организовывать. В результате в конкурсе приняли участие около 400 авторов, авторских коллективов из 70 субъектов РФ (всего в РФ 83 субъекта). Вдруг наши соотечественники из Израиля, США, Украины, Казахстана решили тоже присоединиться и высказаться на тему нашего Отечества, им это было интересно.
В прошлом году здесь, на Урале, был учрежден Экспертный совет по монументальному искусству Урала и Западной Сибири. Я обратился к членам этого Совета и попросил их принять на себя обязательства быть членами жюри этого конкурса. Они согласились. В результате жюри образовалось очень представительное из заслуженных деятелей искусства, культуры и науки 9 субъектов РФ. То есть все 6 субъектов, которые входят в УрФО, плюс те субъекты РФ, которые исторически относятся к зоне Урала: Пермский Край, республики Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская область, плюс Москва. Три сопредседателя от каждой Академии: академик Вениамин Васильевич Алексеев от Российской Академии Наук, Геннадий Иванович Белянкин – академик от Российской Академии архитектуры и строительных наук и Сергей Васильевич Голынец – академик от Российской Академии художеств.
24 сентября конкурс начался, 24 марта – завершился, потом мы на три недели его продлили, в результате, 16 апреля мы полностью завершили проведение конкурса.
23-24 апреля жюри определило победителей. 20 денежных премий, дипломы от Совета Федерации, от Российской Академии архитектуры и строительных наук, Российской Академии художеств, Российской Академии Наук.
15 июня мы провели итоговое мероприятие в Центральном выставочном зале «Манеж». Ничего подобного до этого не проводилось, по крайней мере, из регионов. Региональная компания, опираясь на свою гражданскую позицию, то есть конкурс – это выражение нашей гражданской позиции, проводит всероссийский конкурс и представляет его результате в Центральном выставочном зале «Манеж», причем в том сочетании, которое позволило получить инновационный продукт!
Приходят от Совета Федерации, вручают дипломы и говорят представительные слова. От Госдумы Валерий Александрович Черешнев, от Российской Академии архитектуры и строительных наук Президент этой Академии Александр Петрович Кудрявцев, от Российской Академии художеств Вице-президент Олег Александрович Кошкин и др.
Что мы увидели? В чем заключается эта инновация? На следующий день мне многие позвонили и сказали: «Вы сделали то, чего никогда не было». Мы смогли в конкурсе, который направлен на исследование патриотизма, национальной идентичности через архитектуру и монументальное искусство, скульптуру, соединить творцов, - с одной стороны, архитекторов, с другой, скульпторов-монументалистов.
Две академии, два творческих союза – они всегда идут параллельным курсом и довольно редко перекрещиваются. Мы смогли их сплавить. Мы увидели состояние дел в отрасли в части того, как архитектура и монументальное искусство, скульптура, сегодня отражают национальную идентичность, кладут ли эти мысли в основу проектирования и создания каких-то произведений. Мы увидели тенденцию. В этом и есть инновационная технология: мы смогли отслеживать в масштабах России состояние дел и тенденции в этой отрасли. С одной стороны, подтверждается очень высокий уровень и художественного образования, и вообще уровень культуры, искусства, профессионализма архитекторов, скульпторов. Но, с другой стороны, сегодня балом правит частный капитал - частному застройщику, инвестору все равно по поводу национальной идентичности и других высоких материй. Ему нужно вложить деньги, с которых потом получить прибыль. В этой связи никто патриотическими, духовно-эстетическими категориями не мыслит.
Мы находимся сейчас в центре Екатеринбурга, здесь ситуация лучше. Но выйдите в любой периферийный район – вот эта среда как-то вами определяется как ваше Отечество? Если это и есть наше Отечество, то это хорошо или плохо?
Сегодня мы увидели то, что никто не рассматривает жилье с точки зрения того, чтобы оно несло в себе какую-то национальную идентичность, какие-то элементы национальной культуры. Этого нет. Вы скажете, что это итак все было известно? Ничего подобного! Приведу один пример для нас, россиян, не очень хороший. Олимпиада в Ванкувере: мы понимали, что, наверно, какие-то проблемы с какими-то видами спорта должны существовать. Но вдруг мы увидели этот результат - малое количество медалей и поняли, что в отечественном спорте имеются колоссальные проблемы. То есть мы вроде бы и знали, но не догадывались о «размерах катастрофы». Вот в чем инновационность технологий в области культуры!
В середине июля в Свердловской области состоится выставка «ИННОПРОМ-2010» - огромная колоссальная выставка, организатором которой является Правительство РФ. По поводу инновации мы думаем, что это, прежде всего, какая-то технология, промышленность, наука. А мы создали инновационную технологию в области культуры. В этом плане Урал был всегда передовым, здесь всегда гордились своими передовыми идеями, передовой промышленностью. Так вот мы можем себе в зачет записать этот конкурс и его апофеоз – итоговую выставку – как создание инновационной технологии в области культуры.
Андрей Чернышов:
С Художественным Фондом я сотрудничаю с 2000 года. Считаю, что это очень удачно, мне повезло, и мне удалось там создать некоторые оригинальные произведения. Я считаю, что поскольку мы живем в третьем тысячелетии, искусство должно соответствовать времени. Я стараюсь в каждую работу вносить некое ноу-хау.
Сергей Валентинович поддерживает и традиционные виды искусства, и современные, он предоставляет им возможность пробиться. Сегодня художник не является доминирующей фигурой, потому что эта ситуация, когда заказчик, менеджеры, художественные советы, ограничивают художника некими рамками, и он вынужден, как спортсмен, спускающийся с горы, объезжать все эти препятствия. В результате, когда все спустятся, начинают походить друг на друга.
Наше искусство страдает фигуративностью, в нем мало абстрактных образов. На этой выставке абстрактных скульптур, где форма сама по себе уже является содержанием, почти не было. Совпало так, что в этот момент я работал над композицией для Ханты-Мансийска и с этой композицией участвовал в конкурсе. Композиция называется «Времена». Первое название – «Времена года», где представлены осень, зима, весна и лето. Эта композиция предназначена для оформления улицы Карла-Маркса в Ханты-Мансийке. Эти композиции находятся друг от друга на расстоянии видимости, в пределах 100 м. Скульптурная композиция сделана из нержавеющей стали. Вечером нержавеющая сталь будет отражать рекламные огни. В ней есть ощущение современности за счет того, что материал другой, она больше подходит нашему времени и современной архитектуре. Поэтому, наверное, Архитектурная Академия меня и отметила. Художник-концептуалист Сергеев подсказал мне концепцию последней композиции. Я очень рад, что эту работу отметили!

ИТАР-ТАСС-Урал