Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Результаты системного подхода в монументальном оформлении Ишима

Продуманная и последовательная система действий позволяет получать удивительные результаты не только в науке, образовании, спорте, но и в монументальном оформлении городов, что убедительно доказал Екатеринбургский художественный фонд в городе Ишиме Тюменской области.

Ишим – относится к малым городам Западной Сибири, его с население 65 тысяч человек, и он расположен на одноименной реке. Несмотря на скромную величину, город связан со многими историческими датами и именами. Среди этих имен и событий – российская императрица Екатерина II, девушка Прасковья Луполова, совершившая в начале XIX в. подвиг дочерней любви – путешествие к императору за помилованием для сосланного отца; родившийся в деревеньке под Ишимом Петр Ершов, автор замечательной сказки «Конек-Горбунок»; самое масштабное за годы советской власти Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года, начавшееся в Ишимском уезде; великий советский конструктор Николай Никитин и великий спортсмен Борис Шахлин.
Некоторые из этих этапов истории города уже были запечатлены на ишимской земле: бюст декабриста Одоевского, скульптор В.Е.Матросов, 1989; памятник Прасковье Луполовой, скульптор В.М.Клыков, 2004; памятный знак жертвам трагических событий 1921 года, скульптор Г.П.Вострецов, 2011 и др. Но встроенные в градостроительную структуру без основательного ретроспективного и перспективного анализа ситуации, хорошие монументальные произведения растворились и затерялись в городской среде, не производя ожидаемого эффекта. Администрация города это понимала, также были понятны и сложности в разрешении данной проблемы.
Планируя новые этапы реконструкции городского пространства, руководство Ишима ставило задачу избежать тех неточностей, которые были накоплены при предыдущем опыте монументального оформления городской среды.
Именно поэтому было принято решение о привлечении к работе профессионалов Екатеринбургского Художественного Фонда. Проводимая в рамках муниципальной программы реконструкция улицы Карла Маркса – «гостевой» улицы Ишима, позволила в 2011 году воплотить в жизнь беспрецедентный для малого города проект.
Улица Карла Маркса (в 1912-1919 гг. Большая Вокзальная) протяженностью чуть более трех километров, связывает исторический центр города с железнодорожной станцией. Путь от города к станции на символическом уровне воспринимался горожанами как связь с «большим миром», как переход во времени и пространстве. Эта особенность была сразу отмечена специалистами Екатеринбургского художественного фонда и положена в основу создания «системной художественной информационной среды», рассказывающей средствами монументального искусства историю города и края.
Также отличительной особенностью ишимского проекта стало применение еще одной новации Екатеринбургского художественного фонда – информационного портала. Информационный портал можно рассматривать в качестве элемента «малой архитектуры», который входит в ансамбль (систему) каждого монументального произведения, объекта историко-культурного наследия, городской достопримечательности. В информационный портал помещается необходимая справочная информация на печатном носителе. Эта информация свободно забирается заинтересованными прохожими с собой. Такой способ передачи и донесения информации очень эффективен, поскольку обеспечивает сочетание зрительных образов с доступным и демократичным рассказом об объекте. Своего рода личный гид.
Начинать «чтение» рассказа о городе можно как от начала улицы, бывшей Базарной площади, так и от ее завершения – Привокзальной площади. Равнозначность начала и завершения обусловила создание двух фланкирующих довольно крупных монументальных произведений, уравновешивающих всю улицу. Эти произведения посвящены историческим первоосновам, а потому исполнены в классических традициях.
В начале улицы Карла Маркса в самом сердце исторического города образовалась просторная площадь. Здесь рядом со зданием историко-художественного музея (бывшая городская управа) был установлен памятник легендарному основателю Ишима казаку Ивану Коркину (авторы А.Ф. Медведев, Л.В. Пузаков, С.В.Титлинов).
Бронзовый памятник на облицованном коричневым гранитом 3,5-метровом постаменте выполнен также в классических традициях. Он отсылает нас в далекий 1687 год, когда тобольский дворянин Петр Онофриев, назначенный приказчиком поселений на реке Ишим, поручил 32-летнему казаку Ивану Коркину основать новую крепость. Она стала центральным укреплением Ишимской оборонительной линии – протянувшегося на сотни верст участка границы с Киргис-Кайсацкой ордой.
Генеральный директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов замечает: «Образ Ивана Коркина – это образ человека, который пришел сюда с миром и добром утверждать русскую государственность». Могучая трехметровая статуя словно делает шаг вперед и застывает на высоком берегу реки. Лик молодого казака суров и величествен: курчавые волосы, густая борода, на щеке – шрам, полученный в сражениях. Левой рукой Коркин придерживает саблю, а правой делает указующий жест: «Здесь будет основан город».
У ишимцев появился еще один повод для гордости: в Тюмени и Тобольске – первых русских городах Сибири – пока нет памятников основателям.
Памятник основателю Ишима вступает в «перекличку» с расположенной в сотне метров скульптурой другого основателя – Советского государства – В.И.Ленина работы Н.В.Томского (1976). Соотношение масштабов произведений, их взаимное расположение выполнено так, что они не «спорят» за доминирование, но, дополняя друг друга, позволяют более полно и объективно передать историю нашей страны.
В тенистых аллеях сквера, бывшего некогда частью Базарной площади, был установлен Памятный знак, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года (авторы С.В. Титлинов, А.Ф. Медведев, Л.И. Богатова). В Памятный знак заложена капсула с землей Бородинского поля.
В Ишиме эта война ощутимо проявилась уже после ее окончания, когда в городе были размещены военнопленные поляки армии Наполеона, высланные в Западную Сибирь. Камерная композиция «Хлеб нашей памяти» представляет собой куб из светлого гранита, на котором раскинуто бронзовое полотнище с нарезанной буханкой бородинского хлеба и георгиевской лентой. Черный хлеб, с кориандром (прообразом картечи) был создан вдовой генерала А.А.Тучкова в память о муже и битве, известен всем как «Бородинский» и вот уже 200 лет приходит в дом каждого россиянина, как материальная память тех далеких событий.
Мысленно совершив переход в пространстве к завершению улицы, мы попадаем на Привокзальную площадь. Ее ансамбль сформировался в 1912 году из протяженных одноэтажных зданий вокзала и жилых домов, оформленных в духе модерна и неоклассицизма. Реконструкция 2003 года раскрыла от переросших зеленых насаждений широкую эспланаду площади. Необходимость создания вертикальной доминанты, собирающей городской ландшафт в единое целое, была реализована в проекте Исторической колонны (авторы С.В. Титлинов, А.Ф. Медведев, Л.В. Пузаков), установленной на южной стороне Привокзальной площади, там, где она «расходится» в улицы имени Маркса и Иркутской.
12-метровая колонна собрана из трех монолитов уральского гранита. На четырех гранях основания столпа помещены чугунные литые доски с барельефами и значимыми датами из дореволюционной истории города: 1687 год – основана Коркина слобода как центр Ишимской оборонительной линии; 1720 год – указом Петра I образован Ишимский дистрикт (округ), учреждена Никольская ярмарка, ставшая одной из крупнейших в Российской империи; 1782 год – указом Екатерины II слобода удостоена прав и преимуществ уездного города и переименована в Ишим; 1913 год – станция Ишим включена в Транссибирскую магистраль, что дало мощный импульс к промышленному развитию города. Венчает колонну чугунный щит с гербом города – золотым карасем.
Следуя далее по улице имени Маркса, настало время совершить переход во времени, от исторических персонажей к нашим современникам. Идея воплотить в металле тех, кто составляет «золотой фонд» Ишима, блестяще реализовалась в двух памятниках из серии «Великие земляки».
Первый памятник – у гостиницы «Ишим» - посвящен выдающемуся советском инженеру-конструктору Николаю Никитину.
В сибирском городке прошли детские годы будущего автора Останкинской башни и других высотных сооружений. Здесь Никитины жили с 1911 по 1919 годы, здесь Николай окончил приходское училище и начал обучение в гимназии.
Авторы памятника нашли элегантный способ показать грандиозный масштаб башни, не сводя ее в монументальном произведении до уровня сувенирной статуэтки. Инженер Никитин стоит у вертикально стоящего импровизированного чертежа, в момент завершения работы над проектом, положив руки на спинку стула. Он с удовлетворением смотрит на силуэт башни, ставшей на несколько лет самым высоким сооружением в мире (540 м) и сегодня формирующей силуэт российской столицы.
Необычен материал памятника – нержавеющая сталь. На церемонии открытия один из авторов произведения С. Титлинов так пояснил выбор материала: «Нержавеющая сталь ассоциируется с чем-то новым, прорывным. Этот материал в полной мере соответствует новаторскому характеру самой башни и стальному характеру Николая Васильевича, отстоявшему свой проект». Второй памятник серии «Великие земляки» установлен неподалеку от городского стадиона, у сельскохозяйственного техникума. Монумент посвящен сильнейшему гимнасту планеты рубежа 50-х и 60-х годов ХХ века Борису Шахлину.
Он родился в Ишиме в 1932 году, здесь в трудные военные годы в спортивной школе В.А.Порфирьева сделал первые шаги к блистательным вершинам спортивной славы – семикратному «золоту» на трех Олимпийских играх в Мельбурне (1956), Риме (1960) и Токио (1964).
Материал, опять же нержавеющая сталь, соответствует «внутреннему содержанию»: за особые волевые качества Бориса Анфияновича при жизни называли «Железный Шахлин».
Поставленные непосредственно на землю, невысокие скульптуры Никитина и Шахлина, доступные и близкие, как бы говорят: «Ишимцы, мы с вами, мы дома, в родном городе». Эта идея настолько пришлась по душе горожанам, что памятники стали по-настоящему любимыми в народе.
Архитектурно художественный ансамбль улицы Карла Маркса построен на принципе восприятия городского пространства в контексте общей сюжетной линии – показать богатую, порой загадочную и противоречивую историю города на относительно небольшом участке публичного пространства города. Монументальные произведения, передавая «эстафету» друг другу выстраивают логичную и поэтому хорошо прочитываемую систему.
Теперь, когда у ишимцев появился уникальный комплекс монументальных произведений, они вновь вспоминают замечательные слова скульптора В.М.Клыкова: «Памятник дает духовное имя городу. Поэтому памятники нужны, они подкрепляют нашу историческую память. Память, запечатленная в бронзе, останется на века».

Геннадий Крамор, г. Ишим.
Александр Медведев, г.Екатеринбург
 

Строительный вестник Тюменской области 1 (59) 2012