Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Польза системного подхода

Продуманная и последовательная система действий позволяет получать удивительные результаты не только в науке, образовании, спорте, но и в монументальном оформлении городов. Свидетельство тому – деятельность Екатеринбургского художественного фонда в городе Ишиме Тюменской области.

Ишим, город в Западной Сибири с населением 65 тысяч человек, расположен на одноименной реке. Несмотря на скромную величину, он может гордиться своей историей и именами. Среди его прославленных жителей – девушка Прасковья Луполова, совершившая в начале XIX в. подвиг дочерней любви – поездку к императору за помилованием для сосланного отца; родившийся в деревеньке под Ишимом Петр Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок», советский конструктор Николай Никитин и выдающийся спортсмен Борис Шахлин. Из исторических событий самое масштабное за годы советской власти – западносибирское крестьянское восстание 1921 года, начавшееся в Ишимском уезде.
Некоторые персонажи и события истории города стали темой скульптурных произведений. Так, в городе установлены бюст декабриста Одоевского (скульптор В.Е.Матросов, 1989); памятник Прасковье Луполовой (скульптор В.М.Клыков, 2004); памятный знак жертвам трагических событий 1921 года (скульптор Г.П.Вострецов, 2011) и др.
Сам факт установки монумента мог остаться событием профессиональной биографии скульптора, что довольно часто происходит в художественной практике. Даже хорошие скульптурные произведения нередко теряются в городской среде, не производя ожидаемого эффекта. Надо отдать должное городским властям Ишима, они сложность этой проблемы.
Планируя создать привлекательный образ своего города, администрация готова была вложить достаточно большие средства, но ставила задачу избежать ошибок, которые были допущены в монументальном оформлении городской среды. Администрация города была готова к диалогу с профессионалами и населением. Решение привлечь к работе профессионалов Екатеринбургского художественного фонда возникло с учетом опыта этой организации в выполнении комплексных проектов. В результате появилась муниципальная программа реконструкции для улицы Карла Маркса – «гостевой» улицы Ишима – беспрецедентный для малого города проект.
Улица Карла Маркса (в 1912-1919 гг. Большая Вокзальная) протяженностью чуть более трех километров, связывает исторический центр города с железнодорожной станцией. Путь к станции на символическом уровне воспринимался горожанами как связь с «большим миром», как переход во времени и пространстве. Эта особенность была сразу отмечена специалистами фонда и положена в основу создания системной художественной информационной среды, рассказывающей средствами монументального искусства историю города и края.
Также отличительной особенностью ишимского проекта стала еще одна новация Екатеринбургского художественного фонда – информационный портал, который можно рассматривать в качестве элемента «малой архитектуры», ансамбля (системы) каждого монументального произведения, объекта историко-культурного наследия, городской достопримечательности. В портал на печатном носителе помещается справочная информация свободного доступа, ее забирает заинтересованный прохожий. Такой способ передачи информации очень эффективен, поскольку в данном случае зрительные образы сочетаются с доступным и демократичным рассказом об объекте. Это своего рода личный гид.
Основной трудностью при создании информационного портала, как оказалось, стало не создание его универсального внешнего вида, подходящего к любому объекту, а обеспечение его функционирования в любую погоду и финансово-технологическая схема его работы.
Авторы проекта монументального оформления усложнили задачу, предложив не только изобразительный образ, но и информационное просветительское пространство, позволяющее зрителю совершать краткие экскурсы в историю своего города в ходе обычной прогулки.
Причем «чтение» истории города можно было начинать как от бывшей Базарной площади, так и от Привокзальной площади. Достигнуть равнозначности начала и завершения экскурсии позволило создание двух фланкирующих довольно крупных монументальных произведений, посвященных историческим первоосновам города, а потому исполнены в классических традициях.
В начале улицы Карла Маркса в центре исторического города образовалась просторная площадь. Здесь рядом со зданием историко-художественного музея (бывшая городская управа) установлен памятник легендарному основателю Ишима казаку Ивану Коркину (авторы А.Медведев, Л.Пузаков, С.Титлинов).
Бронзовый монумент, выполненный в классических традициях, установлен на высоком (3,5 м) постаменте, облицованном коричневым гранитом. Памятник отсылает нас к событиям 1687 года, когда тобольский дворянин Петр Онофриев, назначенный приказчиком поселений на реке Ишим, поручил 32-летнему казаку Ивану Коркину основать крепость. Она стала центральным укреплением Ишимской оборонительной линии – на сотни верст протянувшегося участка границы с Киргис-Кайсацкой ордой.
Один из авторов памятника, Сергей Титлинов уточняет: «Образ Ивана Коркина – образ человека, который пришел сюда с миром и добром утверждать русскую государственность». Могучая трехметровая статуя – это фигура человека в движении, он идет по высокому берегу реки. Лицо молодого казака сурово и величественно: курчавые волосы, густая борода, на щеке шрам, полученный в сражении. Левой рукой Коркин придерживает саблю, а правой делает указующий жест: «Здесь будет основан город».
Горожане Ишима гордятся: в Тюмени и Тобольске – первых русских городах Сибири – пока нет памятников их основателям.
Монумент основателю Ишима вступает в «перекличку» с расположенной в сотне метров скульптурой В.И.Ленина работы Н.В.Томского. Установленная в 1976 году, она сегодня воспринимается как объективный факт истории страны и органично входит в образно-содержательное решение композиции монументального комплекса. Соотношение масштабов памятников, их взаимное расположение выполнено так, что дополняя друг друга, позволяют более полно и объективно передать исторический контекст жизни города.
В тенистых аллеях сквера, бывшего некогда частью Базарной площади, установлен Памятный знак, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года (авторы С.Титлинов, А.Медведев, Л.Богатова, С.Савин). В него заложена капсула с землей Бородинского поля.
В Ишиме последствия этой войны были весьма ощутимы, когда в городе разместили военнопленных поляков армии Наполеона, высланных в Западную Сибирь. Камерная композиция «Хлеб нашей памяти» представляет собой куб из светлого гранита, на котором раскинуто бронзовое полотнище с нарезанной буханкой бородинского хлеба и георгиевской лентой. Рецепт черного хлеба с кориандром (прообразом картечи) был создан вдовой генерала А.А.Тучкова в память о муже и битве, известен всем как «Бородинский» и вот уже 200 лет приходит в дом каждого россиянина, как материальная память тех далеких событий.
Пройдя по улице до Привокзальной площади, оказываемся у второй доминанты эспланады. Ансамбль площади сформировался в 1912 году из протяженных одноэтажных зданий вокзала и жилых домов, оформленных в духе модерна и неоклассицизма. Реконструкция 2003 года, ликвидация переросших зеленых насаждений раскрыла широкую эспланаду площади. Необходимость вертикальной доминанты, собирающей городской ландшафт в единое целое, была реализована установкой Исторической колонны (авторы С.Титлинов, А.Медведев, Л.Пузаков) на южной стороне Привокзальной площади, там, где она «расходится» две улицы –Карла Маркса и Иркутская.
Двенадцатиметровая колонна собрана из трех монолитов уральского гранита. На четырех гранях основания столпа помещены чугунные литые доски с барельефами и значимыми датами из дореволюционной истории города: 1687 год – основана Коркина слобода как центр Ишимской оборонительной линии; 1720 год – указом Петра I образован Ишимский дистрикт (округ), учреждена Никольская ярмарка, ставшая одной из крупнейших в Российской империи; 1782 год – указом Екатерины II слобода удостоена прав и преимуществ уездного города и переименована в Ишим; 1913 год – станция Ишим включена в Транссибирскую магистраль, что дало мощный импульс к промышленному развитию города. Венчает колонну чугунный щит с гербом города – золотым карасем.
Двигаясь от Исторической колонны по улице Карла Маркса, совершаем переход к нашим дням. Идея воплотить в металле образы известных горожан, тех, кто составляет «золотой фонд» Ишима, реализована в двух памятниках из серии «Великие земляки».
Первый, установленный у гостиницы «Ишим», посвящен выдающемуся советском инженеру-конструктору Николаю Никитину.
В этом городе прошли детские годы будущего автора Останкинской башни и других высотных сооружений. Здесь Никитины жили с 1911 по 1919 годы, здесь Николай окончил приходское училище и начал обучение в гимназии.
Авторы памятника нашли изобретательное решение, чтобы показать грандиозный масштаб московской башни, не сводя ее к небольшой детали в монументальном произведении. Никитин стоит у вертикального чертежного стола, инженер запечатлен в момент завершения работы над проектом, руки его спокойно опираются на спинку стула. Он с удовлетворением смотрит на силуэт башни на чертеже, ставшей на несколько лет самым высоким сооружением в мире (540 м) и сегодня формирующей силуэт российской столицы. Верхняя часть башни вынесена за границу доски, символизируя прорыв конструкторской мысли. Фоном для чертежа становятся реальный городской пейзаж и Останкинская башня будто действительно «вырастает» из ишимского детства Никитина.
Необычен материал памятника – нержавеющая сталь. На церемонии открытия один из авторов произведения С.Титлинов так объяснил выбор материала: «Нержавеющая сталь ассоциируется с чем-то новым, прорывным. Этот материал в полной мере соответствует новаторскому характеру самой башни и стальному характеру Николая Васильевича, отстоявшему свой проект». В то же время памятник очень человечен: у него нет масштабного постамента, присесть на «никитинский» стул и побыть рядом со знаменитым земляком может любой прохожий.
Второй памятник серии «Великие земляки» находится неподалеку от городского стадиона, у сельскохозяйственного техникума. Монумент посвящен сильнейшему гимнасту планеты рубежа 1950-х –1960-х годов Борису Шахлину.
Он родился в Ишиме в 1932 году, здесь в трудные военные годы в спортивной школе В.А.Порфирьева сделал первые шаги к вершинам спортивной славы – семикратному «золоту» на трех Олимпийских играх в Мельбурне (1956), Риме (1960) и Токио (1964).
Авторы и в этом памятнике использовали нержавеющая сталь, соответствующую характеру героя: за особые волевые качества Бориса Анфияновича при жизни называли «Железный Шахлин».
Поставленные непосредственно на землю, невысокие скульптуры Никитина и Шахлина, доступные и близкие, как бы говорят: «Ишимцы, мы с вами, мы дома, в родном городе». Эта идея пришлась по душе горожанам.
Оба памятника стали предметом гордости ишимцев за своих земляков и за свой город, который чтит своих сограждан, ведь в нашей стране нет иных памятников Н.В.Никитину и Б.А.Шахлину.
Архитектурно художественный ансамбль улицы Карла Маркса построен на общей сюжетной линии городского пространства, желании показать богатую и противоречивую историю города в публичном пространстве. Монументальные произведения, передавая «эстафету» друг другу, выстраивают логичную и поэтому хорошо читаемую пространственную и смыслово насыщенную систему.

Геннадий Крамор, г. Ишим.
Александр Медведев, г.Екатеринбург
 

Журнал Российской академии художеств "Академия", №2, 2012 год