Вернуться назад

Пресса о Е.Х.Ф.

Екатеринбург 2025 года. В поисках смелых решений

Развитие Екатеринбурга до 2025 года предопределено Генеральным планом. Каким может стать наш город через 20 лет, что в нем должно измениться, каким статусом он будет обладать в стране и в мире, станет ли Екатеринбург городом мирового значения и сможем ли мы – горожане – гордиться нашим городом? Об этом мы разговариваем с генеральным директором творческо-производственного объединения «Екатеринбургский художественный фонд» Сергеем Валентиновичем Титлиновым – человеком, работающим над брендами городов и умеющим создавать современные городские достопримечательности.

– Екатеринбург называют иногда столицей Урала, иногда третьей столицей России. Как Вы считаете, каким статусом обладает наш город в России, в мире?
– Екатеринбург – прекрасный, замечательный город. С большим потенциалом и перспективой превратиться из регионального и всероссийского центра в город международного значения. В Свердловске во время Великой Отечественной войны выпускали танк Т-34. Он не обладал самой прочной броней, самым мощным двигателем, самой большой пушкой, но был признан лучшим средним танком Второй мировой. Так и Екатеринбург: он уступает мировым столицам и крупным городам по ряду показателей, но в своей весовой категории, среди городов-миллионников России, является безусловным лидером. Рискну утверждать, что Екатеринбург – это единственный мегаполис в России. Ведь что такое мегаполис?
Во-первых, это город, в котором не только концентрируются финансовый, политический, экономический, торговый, культурный, научный, образовательный и прочие потенциалы, но их совокупность значительно превышает средний уровень, а то и достигает критических значений. Екатеринбург в полной мере соответствует этому показателю.
Во-вторых, мегаполис должен быть открытым многонациональным, космополитическим центром, в котором удобно жить и вести бизнес людям разных национальностей, религиозных конфессий, политических предпочтений.
В-третьих, мегаполис (то есть его власти и его жители) обладает независимым характером, собственным мнением, способностью действовать «вопреки», что и позволяет ему превышать средний уровень.
Наконец, мегаполис – это законодатель мод, пример для подражания.
Есть все основания называть Екатеринбург мегаполисом. Более того, жители российских городов так его и воспринимают. Собственно говоря, то, что Екатеринбург является мегаполисом, и есть его бренд.
– Насколько генеральный план развития Екатеринбурга способствует продвижению этого бренда?
– Генплан Екатеринбурга как раз и является инструментом бренда города. Это очень важный документ, определяющий векторы дальнейшего социально-экономического развития Екатеринбурга. Но как эти векторы будут реализованы, насколько сильный бренд города они позволят создать, зависит уже от конкретных проектов и действий властей. Я уверен, что действительно яркие сильные проекты получаются только тогда, когда в них закладывается смелые решения, идущие в мировом тренде или опережающие его. Каждый пункт генплана можно реализовать стандартно, просто освоив выделенный на него бюджет. А можно применять неожиданные решения, эффект от которых будет значительно сильнее.
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Как известно, кто хорошо работает, то хорошо отдыхает. В этой связи развитие пешеходных зон является не только составной частью мегаполиса, но и насущной потребностью горожан, поскольку любой житель мегаполиса мечтает видеть город не только из окна автомобиля или автобуса, но и гуляя по нему. Но как сделать улицы интересными для жителей и гостей города? В числе последних примеров создания прогулочных зон можно назвать улицу Вайнера. Чем эта улица привлекательна для горожан? Качественным благоустройством, магазинами и … городскими скульптурами. Но о чем эти скульптуры? Они о бытовой жизни города. А, как известно, бытовая жизнь разных городов абсолютно одинаковая. Поэтому появляются на пешеходных улицах российских городов вполне себе одинаковые фигурки банкиров, коробейников, городовых, мальчишек-попрошаек, дам в кринолинах. Улица Вайнера, спору нет, отличная пешеходная улица, но «как у всех». А должна бы быть «как ни у кого».
Коснемся еще одной темы – ландшафтно-рекреационные зоны. Вспомните Центральный парк в Нью-Йорке, Королевский ботанический сад в Сиднее, сад Тюильри в Париже, Гайд-парк в Лондоне, парк Горького в Москве. Это не просто большие зеленые пространства в центре городов. Это места, где кипит разнообразная общественная жизнь мегаполиса. В центре Екатеринбурга зеленых зон до обидного мало, ландшафтно-рекреационных зон «во взрослом» понимании этого слова нет вообще. Однако у города есть потенциал в плане развития парков. С советских времен остались большие, хоть и запущенные, лесопарки по периметру города. Для того, чтобы превратить их в ландшафтно-рекреационные территории, недостаточно назвать их таковыми и вложить какие-то деньги в благоустройство. Чтобы эти парки «заиграли» и стали привлекательны для горожан и гостей города, в первую очередь необходимы идеи. Идеи можно получить, сразу доверив работу профессионалам или посредством творческого конкурса. У того и другого варианта есть как плюсы, так и минусы. Важно, чтобы проект профессионалов не сводился к банальной расстановке скамеек и урн при декларации грандиозности творческой мысли, а конкурс был честным. В сегодняшней ситуации проведение честных творческих конкурсов – это очень смелое решение.
– Какие решения вы бы назвали действительно смелыми?
– Знаете ли вы, что за 290 лет существования нашего города его посетило больше 20 высших руководителей государств? Первым, еще в 1824 году был император Александр I. Затем последовал большой перерыв до 1950 года, а потом – как «из рога изобилия»: Мао Дзе Дун, Хо Ши Мин, Джевахарлал Неру с Индирой Ганди, Фидель Кастро, шах Ирана Мухамед Реза Пехлеви, Никита Хрущев, Владимир Путин и Герхард Шредер. Я не говорю уже о руководителях стран ШОС и БРИКС. Я предлагал установить скульптуры (обращаю внимание – не памятники!) этих великих людей на одной из пешеходных зон. Решили бы сразу несколько задач. Во-первых, пропаганда среди горожан и гостей города истории Екатеринбурга, которую кто-то не помнит, а кто-то не знает вовсе. Во-вторых, это колоссальный проект для привлечения массового внимания к городу. Ведь ничего подобного нет ни в одном городе мира! В-третьих, для иностранцев, проживающих в Екатеринбурге и смежных территориях, такой объект мог бы стать местом паломничества, проведения культурных мероприятий, особенно в дни национальных и иных праздников. Но реализация такого проекта требует смелости. Есть ли у нас руководители, которые решатся на такое?
Или другая идея. У ТРК «Гринвич» установлена скульптура Майкла Джексона. Думаю, не только мне не понятно, почему ее установили – ведь этот певец никогда в Екатеринбурге не был и уже не побывает. Но можно творчески развить эту мысль. Почему бы не сделать аллею со скульптурами знаменитостей, упустивших свой шанс побывать в нашем городе? Элвис Пресли, Эдит Пиаф, Уитни Хьюстон могли бы составить замечательную компанию Майклу Джексону. Это тоже очень смелое решение, потому что предполагает наличие самоиронии, основанной на внутренней гордости. А мегаполис, я считаю, должен обладать такой самоиронией.
Мегаполис должен быть наполнен смыслами. Смыслы – это культурная, духовная составляющая, которая во все времена становилась связующим и удерживающим началом любых контактов. Что это значит? Что в городе интересно жить и гостить, в него хочется возвращаться, о нем вспоминаешь и невольно ставишь его в пример.
– Что могло бы служить символом Екатеринбурга, «значком», узнаваемым в мире?
– Советский Свердловск был известен Уралмашем. Это был значимый мировой бренд. Сегодня реального архитектурного объекта, который мог бы стать таким знаком, в Екатеринбурге нет. Им могла бы стать телевизионная башня, конкурс на реставрацию которой проходил в прошлом году, но, похоже, уже не станет, поскольку замечательные творческие идеи проиграли банальной коммерции.
Бренды бывают сильные, однозначно признанные в обществе – это бренды-первопроходцы, бренды-новаторы – например, полет первого человека в космос, Эйфелева башня, «Сочи – 2014». В основе сильных брендов всегда лежат очень смелые решения. Которые создаются вопреки, несмотря ни на что… но они-то и выигрывают в итоге.
Сможем ли мы сегодня превратить Екатеринбург в мегаполис мирового масштаба и мирового значения, сможем ли не растерять созданное и достойно воплотить в жизнь задуманное – зависит в первую очередь от наших властей и от их смелых решений.

Справка:
Сергей Валентинович Титлинов
Генеральный директор Творческо-производственного объединения «Екатеринбургский художественный фонд», почетный академик Российской Академии художеств, лауреат Большой золотой медали Российской академии художеств, художник-концептуалист.
В 1997 году создал и возглавил Екатеринбургский художественный фонд, который занимается проектированием и созданием монументальных произведений искусства, реставрацией и восстановлением памятников истории и культуры, комплексным проектированием городских территорий, отдельных зданий, интерьеров. Сам Титлинов – автор идей многих проектов фонда.
Является организатором Всероссийских творческих конкурсов и международных художественных выставок, таких, как «Наше Отечество – новый взгляд» (архитектура, скульптура, 2009-2010 гг.), «В единстве семьи — единство мира» (скульптура, фотография, 2005 – 2010 гг.).

Журнал "Мегаполис. Все о недвижимости" №3 (15) март 2014 г.